2024.gada 18. aprīlis

Jadviga, Laura

Мэр Ливаны: как маленький край, мы не можем жить спокойно

Мэр Ливаны: как маленький край, мы не можем жить спокойно

Ливанский край - один из немногих, которых не коснулась административно-территориальная реформа. Руководство самоуправления считает, что край удалось успешно развить, и предложение Министерства охраны окружающей среды и регионального развития (МОСРР) оставить его в качестве самостоятельной территории логично. Однако после реформы это будет один из самых маленьких краев, поэтому спокойно жить нельзя, сказал в разговоре с агентством ЛЕТА председатель краевой думы Андрис Вайводс ("Для развития Латвии"). Эта партия получила на выборах девять из 15 депутатских мандатов.

- Хотя реформа не коснулась Ливанского самоуправления, как вы оцениваете ход административно-территориальной реформы? Какова история успеха вашего края, почему вы остаетесь в существующих границах?

- Тут надо смотреть исторически. Когда-то я работал заместителем председателя Рожупской волости, а затем в 1995 году началась реформа. С тех пор мы все "сидели на чемоданах", и в 2000 году это впервые коснулось Ливанского края, когда мы, объединив две волости и Ливаны, создали самоуправление. Мы были вторыми после Кандавы. Конечно, мы хорошо знаем весь процесс реформы, и в 2009 году, когда было создано 119 муниципалитетов, мы уже были инициаторами, знаменосцами.

В то время Ливаны находились в очень плохом положении, учитывая высокий уровень безработицы. Мы много сделали для того, чтобы возродить здесь бизнес, оживить промышленный город.

Три самоуправления, не являвшиеся районными центрами в 1995 году - Смилтене, Сигулда и Ливаны - получили статус региональных центров развития. В райцентрах налоги набирались и с государственных учреждений, а у нас был только один путь - бизнес. Все зависело от развития бизнеса, мы вкладывали деньги в обустройство инфраструктуры города, промзоны. Для Ливаны благоприятными факторами стали советская промышленная база, дорога, железная дорога, а также были специалисты, которые знали, понимали, были руководители, которые и теперь успешно работают. В Ливаны производственные здания не пустуют. Помещения занимают компании, ориентированные на экспортные рынки, что очень важно. Мы не самые маленькие. Мы являемся третьим по величине самоуправлением по численности населения, но мы - сильное самоуправление с тенденцией к развитию. На данный момент утверждены и строятся два проекта - погрузочная площадка и складской ангар. Мы все еще работаем над одним, и в августе может быть выделено дополнительное финансирование на строительство завода площадью 2500 квадратных метров.

Люди хотят жить у наc. Зарплаты на больших предприятиях нашего края очень хорошие. В четвертом квартале 2020 года в частном секторе [в компаниях с числом сотрудников более 50] мы были на четвертом месте в Латвии по уровню заработной платы. Это также является определяющим фактором того, почему мы - отдельный край. Но мы не можем жить спокойно, потому что мы один из самых маленьких краев. Бизнесы расширяются, и им нужны новые работники. Иногда туда переходят и работники самоуправления, потому что мы не можем платить такие зарплаты. Но самое главное - житель, профессиональный, знающий житель. Он приезжает в Ливаны, и ему нужна не только зарплата, но и детский сад, бассейн, спортивные залы, возможности для культуры и отдыха. Мы стратегически расположены, так как есть хороший доступ к крупным близлежащим городам, что открывает дополнительные возможности для отдыха. В Резекне есть концертный зал "Gors", в Екабпилсе только что построили ледовый холл, в Даугавпилсе кинотеатр и Арт-центр Марка Ротко, и ехать в Ригу совсем не обязательно.

Наши предприниматели пять лет назад предложили, чтобы сотрудники, необходимые для их производства, могли обучаться здесь даже в Ливаны. Поэтому в сотрудничестве с Резекненской технологической академией мы открыли филиал. Изначально предлагалась специальность машиностроение, но сейчас доступно уже четыре программы. К нам приезжают учиться из Мадоны, Екабпилса и других регионов, потому что здесь есть бюджетные места и места для практики, а также хорошие возможности для начала работы. По темпам роста бюджета на душу населения в последние пять лет мы входим в тройку лидеров в Латгале.

- Многие самоуправления указывают на отсутствие жилья. Как вы решаете эту проблему? Где жить молодым специалистам и семьям, приезжающим в Ливанский край?

Мы даем квартиры молодым семьям и специалистам. Преимущество Ливаны в том, что здесь очень большой жилой фонд. Возможно, у нас не было стадионов, эстрад, но у нас были фабрики, большие школы и большой жилой фонд. И эти квартиры нарасхват. Если восемь или девять лет назад спросом пользовались однокомнатные, двухкомнатные квартиры, то сейчас трех- и четырехкомнатные квартиры, необходимые именно семьям.

Мы сделали возможным подключение 800 индивидуальных домов к централизованной системе водоснабжения и канализации. Те дома, которые стояли пустыми или недостроенными, а также пустующие участки земли сейчас выкупаются. Частные дома востребованы не только в Ливаны, но и во всем крае. Многие живут в волостях, а работают в Ливаны. Я тоже живу в десяти километрах от Ливаны. У нас красивая природа, реки.

В настоящее время мы работаем над новой концепцией. Мы оцениваем всю свободную муниципальную землю в городской и сельской местности. Думаю, что в ближайшее время, обустроив инфраструктуру, мы будем сдавать эти участки людям в долгосрочную аренду, чтобы строить там индивидуальные дома. Потому что сейчас большой спрос со стороны тех, кто работает на крупных заводах и получает хорошую зарплату. Можно получить поддержку "Altum", но она составляет только половину суммы, а банки не предоставляют кредит. Они оценивают - вы далеко от Риги. Они даже не приезжают, не смотрят. Я считаю, что ситуация меняется, мы видим, как растет стоимость наших домов, земли вокруг Ливаны, именно индивидуальных домов.

Мы также направили пять домов на утепление. В настоящее время утепление ведется только в окрестностях Риги и в крупных городах - Лиепае, Валмиере. Люди не готовы выполнять навязанные условия, а условия жесткие, они не должны быть одинаковыми по всей стране. Требуется согласие 75% жильцов, но есть люди, которым все равно, что стоимость недвижимости вырастет. Энергоаудит этих пяти домов самоуправление проводит за свой счет, а администрировать кредит будет "Līvānu siltums", потому что жители не берут кредит, не хотят, не решаются. 50% дает ЕС, а 50% должен быть кредит, и самоуправление будет выступать в качестве поручителя. Я прошу о встрече "Altum", Минэкономики, МОССР, чтобы они решили эти вопросы, но пока все только удаленно. Решать такие вопросы, которые затрагивают всю Латвию, нужно сообща, чего, к сожалению, пока не происходит.

- Как пандемия Covid-19 повлияла на муниципальный бюджет? Вы видите снижение налогов?

- В прошлом году было очень неразумным шагом снять 5% с доли самоуправлений в подоходном налоге с населения и наложить дополнительные обязательства в отношении гарантированного минимума, помощи с жильем, пособий для бедных и нуждающихся. Конечно, все это нужно делать, но с учетом изменений бюджет стал на миллион меньше, то есть на 12% меньше. В Латгале у нас было одно из самых маленьких сокращений.

- "Covid-19" тоже повлиял на бюджет?

- Бюджет у нас выполняется хорошо. Мы уже с прошлого года оставили резерв. Сейчас бюджет выполняется с лихвой, потому что у нас есть экспортные производственные мощности, и не с минимальной заработной платы идут налоги, а с больших зарплат. Мы также тщательно спланировали этот бюджет и отказались от очень многого, что было начато, но теперь отложено. Например, установка скамеек или резинового покрытия на детской площадке.

В Ливаны мало торговли, туризма, услуг, гостевых домов и государственных учреждений. У нас все крупные предприятия работают в основном на экспорт. Были, конечно, случаи заболевания "Covid-19", но они действовали очень быстро, как и мы в самоуправлении. Если случай в детском саду, сразу закрываем группу. Если в детском саду заболевали три-четыре сотрудника - у нас был один такой случай - то приходилось закрывать весь сад. Мы сами покупали тесты для центра социального ухода "Rožlejas" и для школ, детских садов, тестировали работников еще до того, как такой порядок был принят по всей стране.

- Административно-территориальная реформа предусматривает, что в будущем в самоуправлениях будут действовать советы жителей. Ливанский край - один из тех, где действуют волостные управы. Какова роль управ и действительно ли вы слушаете людей?

- Роль очень важная. Общение обязательно должно быть, и его обеспечивает волостная управа. Что такое управа? Это активные люди, которые работают на местах и знают нужды. Все вопросы, относящиеся к определенной территории, сначала передаются управе. Управа разбирается в этом лучше всех, потому что не в Ливаны лучше знают, например, нужды жителей Рудзатской волости. Для меня как председателя так надежнее.

- Управы в основном занимаются хозяйственными вопросами?

- Да, это хозяйственные вопросы. Мы занимаемся политическими вопросами, когда идут выборы. Также мы стараемся направлять деньги из европейских проектов, из основного бюджета, у нас есть и гранты. Именно сельские территории наиболее активны, люди хотят налаженной жизни.

- Считаете ли вы, что школьная сеть в Ливанском крае сейчас оптимальна или планируете изменения?

- Это вопрос, который определяет развитие и будущее края. В 2018 году мы разработали концепцию развития образования и над ней работаем. У нас было четыре средних школы, сейчас их три. Ливанская 2-я средняя школа с русским языком обучения проработает еще два года, а затем перейдет в статус основной. Ливанская 1-я средняя школа и Рудзатская средняя школа очень сильные. Количество учеников находится на грани, но мы видим, как обеспечить это минимальное количество учеников, если только правила не станут еще более жесткими. Считаю, что необходимо сохранить качественные школы, поэтому мы работаем над повышением качества образования во всех учебных заведениях края.

В наших трех начальных школах обучается около ста и даже более сотни учеников. Они находятся недалеко от города, и многие родители из города предпочитают отправлять своих детей именно в эти сельские школы.

- Как вы оцениваете состояние дорожной инфраструктуры в крае? В предвыборной программе "Для развития Латвии" говорилось, что вы соедините Прейльское и Даугавпилсское шоссе объездной дорогой.

- Союз самоуправлений Латвии оценивает, сколько каждое самоуправление ежегодно инвестирует в дороги, и по этим показателям мы стабильно в первой десятке. В следующем году город полностью завершит реконструкцию 20 улиц в микрорайоне Убаглича, которая затронет около 800 индивидуальных домов. На сельской территории мы готовим технические проекты в четырех волостях, на которые можно будет взять 400 000 евро без софинансирования. И в каждой волости примерно на 200 000 евро мы приведем в порядок грунтовые дороги.

У нас в городе на дорогах мало ям. На те деньги, которые другим, возможно, придется вложить в ремонт ям, мы можем за год проложить улицу. Также мы можем потратить деньги на модернизацию и установку освещения. В сельских центрах 70% заасфальтировано, около школ и волостных центров оборудовано и освещение. 

Что касается объездной дороги, то ею мы займемся в следующем периоде планирования и не в одиночку. Это примерно два-три километра, которые необходимо построить заново на средства ЕС.

- Недавно Ливанский край привлек внимание в связи с запретом на открытие игорных заведений в центре города. Как вы планируете сбалансировать интересы общества и предпринимателей в этом вопросе?

- Конечно, их нужно сбалансировать. Насколько я помню, в Ливаны всегда было два игорных заведения, менялось только их расположение. На мой взгляд, в Ливаны этого достаточно, но жители считают, что этих заведений вообще не должно быть. Когда полтора года назад мы получили заявки на согласование двух новых игорных заведений, сразу стало ясно, что этого не нужно, и мы провели опрос населения. 96% опрошенных заявили, что не хотят, чтобы открывались новые игорные заведения. С запретом на одно сразу было ясно, потому что рядом находится молодежный центр. С этим мы справились. Со второй заявкой дошло до суда, и мы будем судиться, потому что считаем, что там нет места игорному заведению. Это не значит, что в Ливаны их вообще нельзя открывать, речь идет только об общественном центре города. Имеющиеся заведения могут работать пять лет, а затем для них придется найти другие места или закрыть.

- Вы сказали, что руководитель не должен ошибаться, иначе он должен уйти. Считаете ли вы, что вы не ошибались, потому что сейчас занимаете должность и готовитесь к участию в предстоящих выборах [ред.- интервью проводилось перед муниципальными выборами]?

- Да, я точно не ошибался, и это в Ливаны видят. Команда, сложившаяся и успешно работающая много лет, готова продолжить свою работу. Конечно, ситуации меняются, но все нужно доводить до конца. "Covid-19" тоже мог все остановить, но мы работали каждый день, мы подготовили новые проекты в это время и продолжили то, что начали. Очень важно уметь адаптироваться к новым обстоятельствам и смотреть на вещи и процессы в долгосрочной перспективе.

Государство может быть сильным только тогда, когда сильны все края и города, а не только Рига, ее окрестности и Валмиера. Административно-территориальная реформа правильна и необходима. На мой взгляд, это могла быть модель из 60 муниципалитетов. Можно было образовать Сельский край, куда входили бы Илуксте, Субате, Акнисте. В Латгальском регионе отдельными краями могли бы быть Дагда, Варакляны, Виляны, Аглона тоже, но они многое потеряли.

- На предыдущих выборах вы выдвигались от Союза зеленых и крестьян (СЗК), теперь представляете ту партию, министр которой продвигал реформу. Почему "Для развития Латвии"? Это ваша благодарность за сохранение края или решение присоединиться к партии власти?

- Ливанский край сохранен с учетом наших показателей развития, которые подтверждаются результатами многих исследований. Это оценка многолетней работы предпринимателей, жителей и местного самоуправления. При всем моем уважении к СЗК они не извлекли уроки из своих ошибок, хотя о необходимых изменениях говорилось бесчисленное количество раз. Я тоже как-то пытался выразить свое мнение, что должен быть премьер-министр помоложе, должна быть Дана Рейзниеце-Озола, должны быть изменения. После выборов в Сейм я понял, что изменений, наверное, не будет. Я очень хорошо знаю политиков СЗК, есть очень хорошие политики, сильные, но сейчас у них нет сильного лидера.

Я также не мог влиять на решения партии, что и не было целью нашего Ливанского объединения, потому что нас всегда интересовал Ливанский край.

"Для развития Латвии" - это совсем другая партия. Условие для меня было одно - мы существуем как объединение, и у нас есть договор о сотрудничестве с партией. У нас общее видение многих вещей и процессов, но мы не состоим в партии и не составляем отдельного отделения. Конечно, это тоже минус, потому что вы не можете влиять на устав или быть в правлении, но мы и не рассчитываем на это, зато сохраняем нашу независимость. Не мы пришли в "Для развития Латвии", а они первыми обратились к нам. В моем списке сейчас все 11 депутатов, которые были избраны в совет Ливанского края по списку СЗК четыре года назад.

Atstājiet komentāru